УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ
Балет Жана-Кристофа Майо на музыку Дмитрия Шостаковича

Список музыкальных номеров с привязкой к тексту либретто


I акт

01. «Москва-Черёмушки», Музыкальная комедия, соч. 105, № 7 «Прогулка по Москве» (4:03) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

В большом доме богатого дворянина Баптисты слуги передразнивают хозяина, воспользовавшись его отсутствием. Они изображают Баптисту — отца, безуспешно пытающегося выдать замуж старшую дочь, неистовую Катарину, и отказывающего поклонникам младшей дочери, святоши-недотроги Бьянки. Они должны набраться терпения. Неожиданно возвращается сам Баптиста и резко прекращает разыгрываемую слугами комедию.

02. Музыка к кинофильму «Встречный», соч. 33, № 1 «Presto» (2:08) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Знакомство с двумя дочерьми Баптисты. Все взоры прикованы к младшей — прелестной Бьянке; но никто и ничто не может снискать расположения непокорной и дерзкой Катарины, кроме, может быть, ее собственного отца. Строптивица — это она.

03. Музыка к кинофильму «Одна», соч. 26, № 17 «Алтай» (2:57) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

В дом Баптисты стремятся поклонники красоты Бьянки. Их трое: старик Гремио, фатоватый Гортензио и очаровательный Люченцио. Они щеголяют своими достоинствами перед девушкой, стремясь привлечь ее внимание. Конечно, предпочтение отдано очаровательному Люченцио.

04. Музыка к кинофильму «Гамлет», «Дворцовая музыка» (1:03) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Поддавшись зарождающемуся чувству, Бьянка танцует мечтательную вариацию.

05. Музыка к кинофильму «Одна», соч. 26, № 5, «Шарманка» (0:42) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Однако отец должен соблюсти общепринятые условности. Сначала надо выдать замуж старшую дочь. До этого он не примет ни одного предложения руки и сердца от воздыхателей Бьянки. Баптиста посылает за старшей дочерью, он хочет познакомить ее с возможными претендентами в надежде, что кто-нибудь из них решится сделать ей предложение, однако поведение Катарины совсем к этому не располагает.

06. Музыка к кинофильму «Пирогов», Сюита, соч. 76а, № 4, «Скерцо» (2:29) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Очевидно, что она делает все, чтобы отпугнуть возможных поклонников. Она явно предпочитает одиночество в доме своего отца комедии под названием брак. [Соло Катарины в купальнике. М.А.]

07. Музыка к кинофильму «Гамлет», соч. 116, «Бал» (0:59) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Возникает вопрос — как избавиться от этакой дикарки? И тут Гортензио во время вспоминает, что у него есть не особо притязательный друг, желающий заключить выгодный брак. Он мог бы жениться на строптивой Катарине и тем самым открыть путь к Бьянке. Гортензио спешит привести его в дом Баптисты. Друга зовут Петруччо, он столь же неотесан, сколь Катарина строптива, но перспектива разбогатеть благодаря приданому невесты заставит его найти привлекательные черты в этой отталкивающей женщине.

08. Музыка к кинофильму «Гамлет», соч. 116, «Бал во дворце» (2:58) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Наконец является спаситель. Но где же его невеста? Та, которая, похоже, изрыгает огонь? Превосходно, он ею займется! Он уверен, что соблазнит Катарину, он устраивает перед ней настоящий брачный спектакль, в котором каждый «от ворот поворот», полученный от невесты, лишь подстегивает его любовный пыл. Два чудовища сходятся в поединке, в котором Петруччо притворяется хорошо воспитанным человеком, способным не замечать вспышки гнева своей избранницы, а Катарина, стремясь его отвадить, ведет себя все более и более вызывающе.

09. Музыка к кинофильму «Встречный», соч.33, № 3 «Песня о встречном» (3:11) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Тем не менее и Петруччо не чужды романтические чувства. Возможно, любовь способна приносить сладость и заставлять трепетать нежное сердце? Катарина почти готова уступить. Что, впрочем, она тут же расценивает как приступ собственной слабости. Но слишком поздно, она уже выдала себя, и возможно, именно по этой тайной причине, благодаря пробудившейся надежде, она соглашается принять предложение руки и сердца этого услужливого грубияна. [Здесь под вступление валторны Майо дает стоп-кадр - мысли Катарины: она уже влюблена и сама льнет к Петруччо. М.А.].

10. Симфония № 9, соч. 70, 3-я часть, «Presto» (3:01) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Согласие Катарины открывает дорогу поклонникам прекрасной Бьянки. Баптиста сообщает им, что старшая сестра наконец пристроена. Воздыхатели готовятся сделать предложение Бьянке. Первым пытает счастья старик Гремио. Предвидя, что его преклонный возраст может стать помехой, он приносит Бьянке роскошное колье, которое он желал бы надеть на ее шею. Его старания особым успехом не увенчались, девушка считает, что даже самое прекрасное колье не стоит обязательств, которых жаждет его даритель. Сцена происходит на глазах у любопытной экономки, которая рискует вскоре лишиться своего места. Она озабочена своей дальнейшей судьбой и вовсе не хочет упустить Гремио, у которого нет никаких шансов завоевать расположение прелестной Бьянки.

11. Музыка к кинофильму «Встречный», соч.33, № 2 «Andante» (2:55) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Затем настает черед фата Гортензио. Ему незачем приносить подарки. Само его присутствие — уже подарок. Однако Бьянка не впечатлена его самолюбованием, она оказывает ему сдержанный прием, и на любовную сцену выходит вдова, подруга семьи, которую этот красавчик вполне устраивает.

12. Музыка к кинофильму «Овод», соч. 97, «Романс» (3:50) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Наконец появляется Люченцио, выходец из состоятельной семьи. Его финансовое положение гарантирует ему благосклонность отца, а очарование молодости — благосклонность дочери. В подтверждение своей любви Люченцио дарит Бьянке сборник стихов. Красавице стоит лишь открыть книгу на странице, отмеченной закладкой, для того, чтобы убедиться, что ее чувства к молодому человеку взаимны. Их дуэт не оставляет сомнений относительно тех чувств, которые они испытывают друг к другу. Итак, если с Катариной все устроится должным образом, поженится и эта пара.

13. Музыка к кинофильму «Софья Перовская», соч. 132, «Вальс» (2:39) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Однако все не так просто. Напрасно Катарина ждет своего жениха — этого грубияна, который сумел разжечь в ней огонь. Ее терзает ярость, сменяющаяся грустью и отчаянием, она неистовствует, бушует и в итоге сдается.

14a. «Москва-Черёмушки», Музыкальная комедия, соч. 105, № 26 «Полька с поцелуями» (4:20) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку
Начинается праздник в честь помолвки двух диких хищников. Баптиста пытается утешить старшую дочь в отсутствие жениха, остальные же тем временем предаются веселью. Наконец появляется Грумио, разнузданное поведение которого предвещает еще более беззастенчивую выходку хозяина. Его хозяин занят более срочными делами, чем женитьба, он появится в свое время, когда напьется и наестся до отвала. [Нет вокала и криков "Горько". Но у меня нет оркестровых вариантов из этой оперетты. М.А.

14b. «Москва-Черёмушки», Музыкальная комедия, соч. 105, № 19 «Дуэт Лидочки и Бориса «Добрый молодец» (6:22) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Наконец появляется Петруччо, который уже начал праздновать собственную помолвку. Однако он не торопится к своей невесте, и, кажется, вовсе не спешит заключить брачный союз. [Здесь купирован вокал и пардии на русские оперы. Петруччо выходит по "Сени", всеобщая вакханалия: Гремио крутит гран-пируэты, Гортензио пляшет под "Цыпленка". От "Помосковных вечеров осталась одна фраза, соответственно, не произносится текст: "Маэстро, на триста лет назад, пожалуйста". М.А.] Но поскольку он здесь именно из-за этого, в конце концов, он решает подойти к своей будущей жене. Всех интересует, что за подарок он приготовил своей невесте, Петруччо достает из футляра колье, предназначавшееся Бьянке, и надевает его на шею Катарине. Для строптивой Катарины это уже чересчур, и она дает своему мужу гневную пощечину.

15. Музыка к кинофильму «Овод», соч. 97а, «Пощечина» (3:25) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Присутствующие столбенеют. Эта дура своей несдержанностью испортила праздник, жених оскорбленно отворачивается, едва сдерживаясь, чтобы не ударить ее в ответ. Кажется, ему действительно очень бы этого хотелось. Похоже, все кончено. Другой жених, готовый жениться на этой боевой строптивице, скорее всего, найдется не скоро. Петруччо хочет ответить Катарине пощечиной и затем уйти, хлопнув дверью, но внезапно меняет свое решение. Эта женщина, думает он, эта женщина с ее несносным характером — точная копия меня самого, она просто создана для меня. Надо лишь заставить ее кое-что понять. Прежде всего, что со мной так нельзя обращаться. Он волочит Катарину за собой на глазах у испуганных гостей, задающихся вопросом, не слишком ли далеко зашла эта игра. Ничего хорошего это строптивой Катарине не предвещает. Однако дело сделано, свадьба состоялась. Музыка, танцы!

II акт


16. Музыка к кинофильму «Великий гражданин», соч. 55, «Траурный марш» (6:54) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Начинается странное свадебное путешествие. По дороге к дому Петруччо супругам надо пройти через пугающий лес. Измученная, еле держащаяся на ногах Катарина молит о пощаде, она с трудом идет вперед, ей нужно отдохнуть, перевести дух. Однако Петруччо ничего не хочет слышать, он, похоже, готов бросить ее в глухом лесу, если она не последует за ним. Испуганная женщина, которая до этих пор знала лишь комфорт в отцовском доме, вновь поднимается, просит о передышке, но все напрасно. Ее муж непреклонен. Во время путешествия на небольшую процессию (пару сопровождает вездесущий Грумио, который вдруг неизвестно куда пропадает) нападают разбойники; они окружают Катарину, отбирают у нее колье. Кажется, Петруччо не внемлет призывам о помощи своей испуганной супруги. Она прекрасно защитит себя и сама — по крайней мере, сейчас появилась прекрасная возможность это проверить. Так продолжается до тех пор, пока Петруччо не решает вмешаться, он разгоняет нападающих, среди которых спрятавшийся под маской слуга Грумио. Этот лакей — настоящая пройдоха, что, впрочем, неудивительно. А что же его хозяин, он тоже сообщник? Это он устроил нападение разбойников, чтобы испытать Катарину? Пока это остается тайной.

17. Музыка к кинофильму «Одна», соч. 26, № 37 «Сцена бури», «Спокойствие после бури» (1:41) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

В конце концов, путники добираются до жилища Петруччо, которое не идет ни в какое сравнение с домом Баптисты. Одинокая, обессиленная Катарина, увидев, что ожидает ее теперь, погружается в отчаяние. Она падает в обморок.

18. Камерная симфония» — Квартет № 8, соч. 110а в переложении Р. Баршая, 1-я часть, «Largo» (4:43) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Наблюдавший за ней Петруччо устремляется к ней, подхватывает ее и бережно относит на постель, восхищаясь смелостью этой женщины, любуясь ее дерзкой красотой. Уверенный, что Катарина спит, он дает волю своим чувствам, своей нежности и любовной страсти. Когда Катарина приходит в себя, Петруччо быстро садится поодаль на скамью и начинает странную игру. Понятно, что его жилище не очень-то удобно, и что хозяин небогат, но все же не до такой степени, чтобы делать вид, что греешься у воображаемого огня! Катарина заинтригована, она подходит к Петруччо и, убедившись, что никакого очага нет, задается вопросом, не сошел ли с ума ее муж, грея руки возле воображаемого огня. Потом она понимает, что это всего лишь игра. Хорошо. Конечно, здесь есть камин. Она дует на угли, чтобы заставить огонь разгореться. Она даже предлагает своему супругу чай. И хотя этот чай и не настоящий, к сожалению, он не пришелся по вкусу хозяину дома, Петруччо выплевывает его. Супруги продолжают разыгрывать спектакль, в котором они постепенно узнают друг друга.

19. Камерная симфония» — Квартет № 8, соч. 110а в переложении Р. Баршая, 2-я часть, «Allegro molto» (3:41) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Маски, которые они надевали для зрителей, сорваны. Конец войне. Любовь сразила их наповал.

20. Музыка к кинофильму «Одна», соч. 26, № 18 «В хижине Кузьминой» (3:54) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

На следующее утро с первыми лучами солнца, проникшего в спальню влюбленных, наступает благостное пробуждение. Первое спокойное утро в их жизни. Впрочем, они недолго смогут им наслаждаться. Появляется слуга Грумио с письмом. Супругам предстоит проделать обратный путь для того, чтобы отпраздновать свадьбу Бьянки и Люченцио. Для Петруччо это повод представить домочадцам Баптисты новую Катарину. Перед отъездом Грумио возвращает хозяйке похищенное колье. Петруччо удивлен, он отчитывает своего слугу. Непонятно, искренне ли его удивление или наигранно. Катарина, заподозрив неладное, вновь свирепеет, Петруччо делает вид, что обижен, очередная стычка, за которой следует счастливое примирение. Супруги собираются в путь.

21. Музыка к кинофильму «Одна», соч. 26, № 6, «Галоп "Какая хорошая будет жизнь"» (3:15) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

В доме Баптисты идут приготовления к свадьбе Бьянки и Люченцио.

22. Музыка к кинофильму «Овод», соч. 97а, Вальс «Шарманка» (1:58) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Гортензио и вдова, Гремио и экономка объявляют о своих отношениях. Все помнят бурный отъезд любовников-бунтарей, все с любопытством ожидают возвращения строптивой Катарины и ее дьявольского супруга.

23. Музыка к кинофильму «Овод», соч. 97а, Сюита, № 7 «Прелюдия» (6:08) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

[Романтический дуэт Бьянки и Люченцио. М.А.]

24. Музыка к кинофильму «Гамлет», соч. 116а, «В саду» (2:18) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Каково же всеобщее удивление, когда появляются Петруччо и Катарина. Они элегантно одеты, образцово любезны: Петруччо демонстрирует почти светские манеры, Катарина — явную покорность. Все радуются такому превращению и решают, что супруги благотворно влияют друг на друга. [Катарина возвращает Бьянке ее колье. М.А.]

25. Винсент Юманс, транскрипция для оркестра Д. Шостаковича, соч. 16 «Таити-трот» (3:33) Щелкните по значку, чтобы прослушать музыку

Муж и жена так прекрасно соответствуют представлениям о супружеской паре добропорядочного общества, что Катарину и Петруччо даже приглашают на чайную церемонию.